(3 июня 2016) Слова этикет и этикетка произошли от одного корня. Ведь при дворе европейских монархов раздавали небольшие карточки – этикетки, на которых было написано, как подобает вести себя в обществе.
Не секрет, что в разных народах правила поведения могут кардинально отличаться, и незнание этикета может стать причиной казусов. вопрос соблюдения светских условностей: как приветствовать друг друга, как вести себя за столом, как относиться к старшим и к женщинам — это не только вопрос внешнего благообразного поведения. Об особенностях этикета Афганистана журналу «Наш дом — Татарстан» рассказал председатель региональной организации «Единство Афганистана РТ»
«Как у афганцев принято обращаться друг к другу?» – именно с этого вопроса я начинаю разговор об этикете с Шарифом Мухаммад Асефи, председателем региональной организации «Единство Афганистана РТ». «Если вы совершенно незнакомы с человеком, — по-восточному сдержанно улыбается смуглый афганец, — тогда в конце имени нужно добавлять – хан. Еще в Афганистане принято обращаться к человеку по профессии. Если собеседник врач, то сначала скажут доктор и потом назовут имя, так же со школьным учителем, с преподавателем университета и так далее. Есть особое обращение к начальнику – сахиб».
— Значит, я должен к вам обращаться Шариф-хан?
— В принципе, да! – смеется афганец. – Или еще одна форма: мухтарам Асефи, то есть господин Асефи.
Основой этикета любого народа являются традиции, переданные от прошлых поколений, и Афганистан не является исключением.
— Культура афганцев формировалась веками, — поясняет Шариф. – И до сего дня традиции играют огромную роль в жизни и быту нашего народа. Да что там говорить, даже в уголовных, правовых вопросах многое исходит из традиций!
Шариф Мохаммад заговорил о юриспруденции не случайно. Ведь 25 лет назад именно ради получения юридического образования он приехал в Казань и поступил на юрфак КГУ. На сегодняшний день Асефи — доктор юридических наук, автор множества статей правовой тематики и учебного пособия «Основы исламского права»!
— Вот, например, — поясняет Шариф, – если в каком-то населенном пункте произошло убийство, то забрать тело может только женщина! Дело в том, что у афганцев особое отношение к «слабому полу»: на женщин нельзя поднимать руку, нельзя повышать голос. Так что, если она пойдет в соседнюю деревню, ее никто не тронет. Женщина даже может встать между дерущимися мужчинами, и драка прекратится. В языке фарси есть особое слово для этой вековой традиции – «намуз», оно выражает именно такое отношение к женщинам – против «намуз» нельзя идти!
— А если муж и жена идут по улице, то, в соответствии с афганским этикетом, кто должен быть впереди? – интересуюсь я.
— Обычно мужчина. Ведь именно он главный в семье, но это не значит, что он относится к жене как-то неуважительно. Муж впереди, потому что на нем вся ответственность, он ведет за собой все семейство. Есть стереотип, что в Афганистане к женщинам пренебрежительное отношение, но это не так! У нас в органах государственной власти, в депутатском корпусе женщин больше, чем в некоторых европейских странах!
Еще одним краеугольным камнем афганского этикета является особое уважительное отношение к старшим.
— Именно уважение к любому, кто хоть немного старше тебя, — говорит Асефи, — основа порядка в обществе. В Афганистане семьи очень большие, много детей! У моего двоюродного брата, например, 24 ребенка!
— От одной жены?! – недоумеваю я.
— У него две супруги. Но когда приходишь к нему домой – абсолютный порядок и тишина! В европейском доме, если в семье три ребенка, все соседи знают: «Тут много детей», потому что шум, гам. В афганских семьях младшие беспрекословно слушаются старших — и родителей, и братьев, сестер. Все друг за другом смотрят: чтоб учились, кушали вовремя, убирались, вели себя правильно. К старшему брату всегда обращаются – «лала», то есть — ты мой старший, главный. Если старший брат ругает младшего, тот должен безмолвно выслушать. Даже если у тебя есть свои аргументы в ответ, молча дослушай. Когда за стол садятся – на лучшее место старших сажают и им сначала накладывают. И когда за едой разговор идет, старшего не перебивают ни в коем случае!
— А как обычно афганцы кушают: руками или приборами?
— Бывает по-разному. Нередко руками, так ведь вкуснее! – смеется Шариф. – Но мой отец, например, ел только вилкой и ножом. При этом один из моих братьев, а он окончил Институт международных отношений с красным дипломом, ест только руками! Ну на дипломатических приемах, конечно, он спокойно пользуется приборами. Я читал некоторые научные исследования, в которых доказывалось, что когда ешь руками — это улучшает вкус пищи! А еще есть у нас интересный способ кушать плов: в правой руке – ложка, в левой – вилка. Очень удобно, рис не падает!
Как и во многих других восточных культурах, в Афганистане особое отношение к гостям.
— Чем богаче семья, — поясняет Асефи, — тем больше у нее припасено на случай, если будут неожиданные гости. Это называется «бестара» — постельное белье – не меньше десяти комплектов, только для гостей, обед готовят с расчетом покормить случайного путника, некоторые даже имеют специальную комнату в доме, чтобы у них приезжие останавливались. В нашей семье, например, было 25 дополнительных комплектов белья: подушки, матрасы, одеяла! Вдруг 25 человек гостей приедут…
Афганский этикет от Шарифа Асефи:
- Особое отношение к женщине – на нее нельзя повышать голос, прикасаться к ней.
- К любому старшему члену семьи афганца обращаются: «лала» — главный, старший.
- Рис в Афганистане едят руками или ложкой с вилкой.
- В каждой афганской семье всегда ждут гостей.
Роман Усачев
Фото Наталья Вяткина