(6 июня 2019) Для сельского населения, которое все еще составляет подавляющее большинство в стране, характерны два основных хозяйственно-культурных типа: с одной стороны, оседлый тип земледельцев и скотоводов засушливой зоны и близкий к нему полуоседлый; с другой— тип кочевников-скотоводов степей и полупустынь и близкий к нему полукочевой.
Оба они имеют свои особенности материальной и отчасти социальной и духовной культуры и встречаются почти у всех народностей и этнических групп на территории страны. Они могут быть охарактеризованы на примере крупнейшего по численности народа — афганцев.
В литературе нередко преувеличивается кочевое прошлое афганцев и недооцениваются их традиции оседлого хозяйства и быта. Между тем эти традиции имеют весьма прочный характер, хотя несомненно, что на них оказали влияние соседние народы — оседлые таджики на западе и индийцы на востоке. Названия основных земледельческих деревенских орудий у афганцев свои, самобытные, хотя есть и заимствованные. Это йыве — соха, лор — серп, гахавар — зубчатая упряжная лопата, борона. Таковы же термины по ирригации и мельничному делу: вала — арык, жранда — водяная мельница и др. В то же время среди афганских терминов, относящихся к кочевому скотоводству, немало заимствований, в частности, из тюркских языков. В большой мере, по-видимому, заимствованы (преимущественно у таджикских и индийских ремесленников, селившихся в афганских деревнях) названия орудий ремесла. Что же касается самих орудий труда, употребляемых афганцами, то, если не считать их местных технических особенностей, все эти орудия относятся к типам, широко распространенным в Передней и Средней Азии и Северо-Западной Индии. В числе наиболее ярких местных особенностей можно отметить: усовершенствованный плуг полозного типа в Южном Афганистане, отличающийся особой устойчивостью и легкостью в работе; вышеупомянутые зубчатые лопаты — бороны в воловьей упряжке, широко применяемые при обработке почвы, ирригации и строительных работах; своеобразные небольшие серпы-косарки, повсеместно употребляемые для рыхления и прополки (при почти полном отсутствии среднеазиатского кетменя); более усовершенствованные по сравнению со среднеазиатскими или закавказскими деревянные станки и приспособления для производства хлопчатобумажной пряжи, для взбивания шерсти на пряжу и др.
Большинство жилых и хозяйственных построек в деревнях — прямоугольные в плане. Ввиду недостатка древесины они строятся из глины или сырцового, высушенного на солнце кирпича. Древесина используется только на стропила, двери, а в богатых домах — и на оконные рамы. Деревянные детали— ценное имущество, и нередко семья при переезде на другое место жительства забирает их с собой. Крыша также глинобитная, плоская, с легким скатом в одну сторону, где приделывается желоб для стока воды (часть чараймаков делает двускатные крыши). На крыше семья ночует летом, и поэтому нередко вокруг нее устраивается ограждение высотой в человеческий рост. Двери и окна выходят во двор, так что к улице обращена только глухая стена дома или глинобитный забор с крепкими двустворчатыми воротами.
Сыновья обычно стремятся пристраивать свои дома к отцовскому, если есть для этого свободное пространство. В других случаях над отцовским домом возводится второй этаж, и тогда нижний этаж отводят под кладовые и помещение для скота. Иногда комплекс таких жилищ группы родственных (а нередко, с течением времени, уже и неродственных) семей принимает облик крепости. За внешними стенами с опорными угловыми башнями располагаются двух- или трехэтажные жилые и хозяйственные помещения. Однако в последнее время традиционный облик многих таких комплексов, принадлежащих зажиточным семьям деревни или помещикам, нарушается тем, что по «крепостному» фасаду располагаются большие окна с ярко раскрашенными рамами, различные резные и лепные украшения и т. п.
Часть домов афганцев на юге, в районе Кандагара (как и некоторых чараймаков на западе и тюркоязычных народностей на севере), имеет куполообразные крыши, возведенные из сырцового кирпича отдельно над каждой из комнат, позволяющие сэкономить древесину.
Кочевые и полукочевые афганцы, как и белуджи и некоторая часть чараймаков, пользуются шатрами переднеазиатского типа (кегдый) из черной шерстяной ткани, натягиваемой на несколько рядов жердей, более высоких по центру и более низких к краям. В этом отношении они отличаются от жилищ части чараймаков, для которых характерен шерстяной шатер другого типа — четырехугольный, двускатный; а также от остальных чараймаков и тюркских народов с их круглыми шатрами на жердях или войлочными юртами. Беднейшие скотоводы ставят на кочевках шалаши, а в горах используют для жилья пещеры. В местах, где та или иная группа кочевников останавливается регулярно летом или зимой, устраиваются постоянные глинобитные фундаменты под шатры с очагом, нишами для посуды и галечниковым полом. Полукочевники, численно, по-видимому, преобладающие над кочевниками, используют шатер только летом, зимуя в постоянных деревнях. А полуоседлое население, занимающееся по существу отгонным животноводством на ближайших к деревне постоянных летовьях в горах, вообще почти не пользуется шатрами, ограничиваясь постройкой временных хижин или шалашей.
Во внутреннем убранстве афганских жилищ основную роль все еще играет не мебель, а ковры и паласы (безворсовые ковры). Для хранения посуды и утвари широко используются ниши в стенах подвесные сумы и реже, в зажиточных домах, сундуки. Так же убраны внутри и кочевые шатры. Однако оседлые афганцы уже довольно широко употребляют деревянные кровати с веревочной сеткой, в меньшей мере — стулья и столы. Для отопления кизяком устраивают в стене особый род камина. Пищу варят на глиняном очаге (кочевники — на железной треноге). Посуда — в основном медная, реже алюминиевая, а для чая — фаянсовая. Для освещения уже редко применяют медные или глиняные светильники с льняным маслом, чаще используют керосиновые лампы.
Мужская летняя одежда афганцев шьется из белой или темной хлопчатобумажной материи и состоит из широких шаровар (партуг), стянутых у пояса, и длинной, книзу расклешенной или с боковыми разрезами рубахи навыпуск (камис). Поверх рубахи надевают суконную безрукавку (садрый) или длинную куртку (куртый). На плечи накидывают или обматывают вокруг туловища продолговатое хлопчатобумажное покрывало (шарый). В ходу шелковые или хлопчатобумажные халаты. Зимой состоятельные люди носят дубленые вышитые полушубки (постин) или безрукавки (по-стинча), вышитые войлочные халаты (косой). Голову мужчин украшает чалма, обычно обмотанная вокруг светлой, часто обшитой галуном тюбетейки. Сохраняется традиционный цвет чалмы, различный у разных афганских племен. Состоятельные горожане и интеллигенция носят европейский костюм и небольшую каракулевую шапочку (папаха). Большая часть населения надевает дешевую поношенную одежду, импортируемую из США.
Женская одежда также хлопчатобумажная, преимущественно темных цветов: шаровары, доходящие до щиколотки, часто пришитые снизу к носкам, длинная рубаха свободного покроя, а для улицы закрытое платье с вышивкой или несколько юбок. Кочевницы, а также большинство крестьянок прикрывают голову и часть лица большим платком. Многие горожанки, и особенно учащиеся девушки и женщины из интеллигенции, носят одежду европейского покроя, преимущественно темных тонов. На ногах и у мужчин, и у женщин — сандалии традиционного или более современного образца, чаще всего на босу ногу. У женщин обычны украшения: ушные и носовые серьги, кольца, браслеты, бусы, мониста.
Главный предмет питания афганцев — хлеб (додый, что означает также и «еда», и «обед»). Обычный завтрак, обед или ужин — лепешки со свежими или вареными овощами и фруктами, нередко заменяющими бедноте сахар. Большое место в ежедневном рационе населения занимают молоко и молочные продукты: пахтанье, сыр — курут, топленое масло. Только состоятельным слоям населения доступно мясо (в Афганистане это почти исключительно баранина), равно как и высшие сорта риса для приготовления плова. Мясная похлебка, шашлык, различные мясные блюда с овощами, а также разнообразные мучные и рисовые сладкие блюда— еда богачей; прочее население ест их лишь по праздникам. В пищу кладут много перца и пряностей. Главный напиток — чай.
Общественный быт афганцев в сельской местности и в меньшей мере в городе тесно связан с жизнью своего квартала, общины, прихода своей мечети, с кругом близких родственников и соседей. Важные общественные дела обсуждаются и решаются на совете глав семей (джирга). Он обычно собирается либо на центральной площади деревни, либо в гостевом доме, либо в отдельном флигеле для гостей у квартального или деревенского старосты. В старинном кодексе обычаев у пуштунов (пахтунвалай) одна из главных заповедей — гостеприимство. Путникам, останавливающимся в гостевом доме, каждая семья, согласно установленной очереди, приносит пищу, для них устраиваются развлечения.
В афганской деревне сохраняются традиционные виды родственной и соседской взаимопомощи и кооперации, которые дают возможность зажиточной верхушке широко использовать бесплатный труд бедноты. Таковы различные виды коллективной помощи (ашар) в уборке урожая, выносе удобрений на поля, постройке дома, стрижке овец, изготовлении кошм, одежды и утвари. При сборе надоенного молока хозяйства кооперируются для его быстрой переработки (от этого больше выигрывают те, у кого много скота).
Разрешенное исламом многоженство (до 4 жен) доступно только состоятельным слоям из-за исключительно высокой платы за невесту. Высок процент холостых мужчин, вынужденных надолго отправляться на заработки или бесплатно работать в хозяйстве будущего тестя, чтобы иметь возможность жениться. У большинства народов Афганистана бытует обменный брак — взаимный обмен невестами между родственными семьями без уплаты калыма, а также левират: вдова, за которую был в свое время уплачен калым, остается в семье умершего мужа и выходит замуж за его брата или другого родственника. В то же время развод, практически невозможный по инициативе женщины, не представляет никаких затруднений для мужчины. Правительство Демократической Республики Афганистан, осуществляя политику социального раскрепощения женщин, приняло в конце 1978 г. декрет об отмене калыма и запрещении ранних браков. В действительности разводы нечасты.
В семейном быту у афганцев очень сильны патриархальные традиции. Если в афганской семье взрослые дети живут вместе с родителями под одной крышей, то они беспрекословно подчиняются отцу, (и даже отдают ему заработок), но должны оказывать знаки уважения и матери, а невестка — свекрови. Эта система обеспечивает экономическую устойчивость семьи, но не исключает деспотизма. В случае развода дети остаются с отцом. Рождение сына отмечается барабанным боем или ружейным салютом, подношением подарков роженице; рождение дочери не празднуется. Через 10—20 дней сыну по совету муллы, а дочери по выбору бабки или матери дают мусульманское или народное афганское имя. Мальчикам в 4—7 лет или раньше делают обрезание, и это событие празднуется. Браки заключаются по выбору родителей, предпочтительно внутри группы родственных семей или в пределах деревни. После сватовства и заключения соглашения о калыме празднуется сговор (козда), а после уплаты % калыма мулла совершает религиозный обряд бракосочетания (никах), и снова устраивается угощение. После выплаты калыма и приготовления тестем приданого устраивается трехдневная свадьба (воды) с угощением, плясками, состязаниями в джигитовке, стрельбе и т. п. Похоронный обряд совершается в день смерти, хоронят в саване, на могиле ставят надгробные камни, устраивают поминки и соблюдают траур, отмечают сороковины и годовщину смерти. Дорогостоящие свадебные и погребально-поминальные обряды часто приводят к задолженности и разорению крестьян.
Богато и разнообразно устное народное творчество афганцев. Эпические фольклорные произведения: легенды, былины — отражают быт и чаяния народа, героические страницы борьбы за независимость. В них часто проза чередуется с песенно-стихотворными отрывками. Многочисленны сказки, в том числе короткие, как басни, хикаяты, сюжеты которых распространены по всему Среднему Востоку. В стихотворном и песенном творчестве используются традиционные формы: чарбайта и газели. Самобытны частушки-двустишия (лан-дый). Популярны танцевальные, обрядовые, колыбельные, трудовые, боевые песни. Известен боевой танец атан, выражающий свободолюбивый дух народа. Он часто исполняется во время национального праздника Афганистана — Дня независимости. Афганская народная музыка обладает яркими национальными особенностями в мелодике и ритмике. Она исполняется на инструментах, сходных со среднеазиатскими и индийскими: скрипке (саринчай), зурне, барабане, бубне и др.
Изобразительное искусство Афганистана имеет многовековую историю, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные изображения и найденные при раскопках предметы, относящиеся к периодам расцвета бактрийского, грекобактрийского, гандхарского искусств. Знаменитый комплекс раннесредневековых буддийских пещерных храмов в Бамиане, к северу от Кабула, со статуями Будды высотой в 53 и 35 м до сих пор поражает воображение путешественников.
С утверждением в Афганистане суннитского ислама и его канонов, запрещающих изображать человека и вообще живые существа, создались неблагоприятные условия для развития скульптуры и живописи, но весьма интенсивно развивались культовая монументальная архитектура (мечети, медресе, мавзолеи) и прикладное, искусство, использовавшее геометрические и растительные орнаменты. Известны памятники газневидской и гуридской эпохи (XI—XII вв.): развалины дворцов в Газни и Бусте с фрагментами настенной живописи, две триумфальные башни в Газни, имеющие оригинальное восьмилучевое сечение, стрельчатый портал мечети в Бусте, минарет в Джаме близ столицы Гуридов и др. Заметный след оставила в Афганистане эпоха гератских тимуридов (в основном памятники XV в.). Это знаменитые мечети в Герате и Мазари-Шарифе, минареты ансамбля Мусалла и медресе Султана Хусейна, мавзолеи великих поэтов Джами и Навои в Герате, мечеть в Балхе и др. В Кабуле находится могила тимурида Бабура, основателя династии Великих Моголов (XVI в.), а в Кандагаре — «трон Бабура» — ниша с надписями на скале, к которой ведут 40 каменных ступеней. Всемирную известность получила гератская миниатюра тимуридской эпохи (иллюстрации рукописных книг), а также каллиграфия.
Из памятников позднесредневекового, нового и новейшего времени следует отметить мавзолеи основателя Кандагарского княжества Мир Вайса и основателя Дуранийской державы Ахмад-шаха в Кандагаре (XVIII в.), его сына Тимур-шаха в Кабуле, эмира Амманулы в Джелалабаде, обелиски и памятники, посвященные борьбе за независимость, в том числе Колонну независимости и памятник Неизвестному солдату в Кабуле, Триумфальную арку в Пагмане и др.
Сохраняются самобытные традиции прикладного искусства: художественной обработки металлов, резьбы по дереву и камню, вышивки и знаменитого ковроткачества гератского и соседних туркменах районов со специфическими расцветками и рисунками ковров. В 1921 г. возникла Кабульская школа искусств и графики, основатель торой — Гулям Мухаммад был первым афганским живописцем, в творчестве которого соединились традиции народного искусства и черты искусства европейского. Дальнейшее развитие реалистического направления современной живописи тесно связано с творчеством таких художников, как Абдул Гафур Брешна, Гауссун, Хамаюн Эттемади и др. За годы независимости Афганистан добился определенных успехов в развитии просвещения, науки и культуры. Особенно большая работа велась после апрельской революции с целью осуществления всеобщего бесплатного образования и ликвидации неграмотности. В стране 3 крупных высших учебных заведения: университет University of Afganistan в Кабуле, медицинский и полихнический институты. Построенный в 1967 г. Кабульский политехнический институт готовит инженеров-строителей, дорожников, технологов по переработке нефти и газа и других специалистов. Развитие высшего образования позволило приступить к созданию научных учреждений, преимущественно гуманитарных (филологическая академия, историческое общество). После апрельской революции ее научные учреждения объединены в Академию наук ДРА. Научная работа веется и в вузах. Среди ученых Афганисгана известны своими работами филологи Риштин, Рухи, историки Кохзад, Губар, географы Акрам, Умар, математик Мохаммад Сидик Афган, физик Мухиби и др. Литература Афганистана на языках пушту и фарси-дари преодолевает средневековые каноны, ограничивавшие ее тематику любовной лирикой. Поэты (Ульфат, Бахтани) все больше используют формы, близкие и понятные народу. Прозаики (Тараки, Хугияни и др.) освоили жанры бытового очерка, повести, драмы и комедии. В тематике современной литературы заметное место заняли патриотические и гражданские мотивы, темы национально-освободительной и революционной борьбы и борьбы за мир. Переведен ряд произведений классиков русской и советской литературы.
Становление национального театрального искусства прошло через стадии небольших любительских театров и бродячих трупп к созданию нескольких достоянных театров в столице и провинции, ставящих пьесы как современных афганских драматургов, так и классиков мировой драматургии. Женские роли стали исполнять женщины, а не мужчины, как раньше. Организован современный оркестр народных инструментов и ансамбль певцов при афганском радио. Поставлена первая афганская оперетта. Создана киностудия «Афганфильм». Вначале (с 1968 г.) она выпускала только хроникально-документальные ленты, а в 1970-х годах начала создание художественных фильмов.
В Афганистане по-прежнему популярны народные виды спорта, в особенности борьба (пахлавани), афганская джигитовка с копьем (незабази), ставшая традиционной для праздника Независимости, и «козлодрание» — бузкаши — своеобразное конное поло, в котором вместо мяча употребляют тушу козла. Бузкаши пришло из северных провинций, но теперь ежегодно разыгрывается первенство по бузкаши между многими командами.
В развитии культуры и здравоохранения помощь Афганистану оказывают другие страны.