Что же касается ТАПИ, то в нем заинтересованы обе стороны — Ашхабад обещает Кабулу построить этот трансконтинентальный газопровод за три с половиной года. Строительство должно начаться уже в нынешнем году. По словам вице-премьера туркменского правительства по ТЭК Баймурада Ходжамухаммедова, практически вся предварительная работа по проекту ТАПИ завершена — заключены контракты по купле-продаже туркменского природного газа, создан и зарегистрирован консорциум TAPI Ltd, и перед началом строительства газопровода, остается только избрать компанию-лидера консорциума. «Тендер на определение лидера будет объявлен 10-11 февраля 2015 года в ходе министерской встречи в Исламабаде», — заявил на встрече президентов Ходжамухаммедов. Реализация этого масштабного энергетического проекта позволит Ашхабаду диверсифицировать свой газовый экспорт. В свою очередь, Кабул получит инвестиции, благодаря которым станет возможно создание рабочих мест, решение некоторых социальных проблем и общее развитие афганской экономики.
Впрочем, эксперты считают, что геополитические риски на данном этапе ставят под определенное сомнение реализацию этого проекта. В частности, Омар Нессар — директор Центра изучения Афганистана, сказал «Вестнику Кавказа», что «речь о проекте ТАПИ идет уже очень давно, но пока не наладятся отношения между Индией и Пакистаном, пока не будет урегулирована ситуация в самом Афганистане, о строительстве ТАПИ можно говорить скорее в теоретическом плоскости, чем практической». Что же касается транспортного сообщения Афганистана с Азербайджаном, то, по мнению Омара Нессара, выход к берегам Каспия Кабулу действительно очень нужен, и на переговорах президентов этот вопрос рассматривался в числе первоочередных, а вопросы, связанные с ТАПИ, могли служить прикрытием для этого или более масштабного проекта.
Ашраф Гани, выступая накануне визита в Ашхабад перед депутатами нижней палаты афганского парламента сказал, что Кабулу необходимо приложить больше усилий для расширения экономического сотрудничества с соседями по региону. Представляя парламентариям претендентов на места в Кабинете министров, глава государства назвал борьбу с бедностью одной из приоритетных направлений деятельности нового правительства, добавив, что в решении данного вопроса не следует полагаться на финансовую поддержку Запада. «Гани надеется на то, что выход на берега Каспия, поможет ему вывести Афганистан из кризиса. К тому же президент еще с 1990-х годов является одним из авторов и вдохновителей транспортных проектов Восточной и Южной Азии, и будучи еще чиновником Всемирного банка проявлял неподдельный интерес к этому направлению. Так что реализация проекта выхода на Каспий для него является еще и чем-то вроде дела чести», — считает Омар Нессар.
Этому может способствовать начатое еще в 2013 году строительство железной дороги Туркменистан-Афганистан. Ее впоследствии планируют присоединить к транспортному маршруту Баку-Тбилиси-Карс. Стремление Афганистана примкнуть к строящейся железной дороге через Южный Кавказ тоже выглядит вполне логичным. Напомним, что к этому проекту проявляет интерес и Китай. Возможно, Пекин станет спонсором этого проекта. Реализация проекта может стать значительным фактором стабилизации в Афганистане. «В таких обстоятельствах вполне реальной окажется и реализация проекта газопровода Трансафганского трубопровода (ТАПИ) через Афганистан, ведь проблемы безопасности в обоих проектах будут решаться комплексно и, в первую очередь, заинтересован в этом Пекин», – сказал «Вестнику Кавказа» эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов. По его мнению, стоит обратить в этой связи внимание на последнюю китайскую инициативу — усадить за стол переговоров новые власти в Кабуле и «Талибан» – при посредничестве Пакистана.
Если рассматривать перспективы выхода Туркменистана и Афганистана на Запад, то в этом эксперты проблем не усматривают. «Туркменистан, впрочем, как и Казахстан, пользуется переправой через Каспий. Таким образом, Каспий для них не преграда. Поезда из Туркменистана могут доходить до берегов Каспия, заезжать на паром, а потом следовать по суше через Азербайджан, Грузию или к портам Черного моря или далее на Карс», — сказал «Вестнику Кавказа» директор Аналитического центра Андрей Казанцев.