(15 июня 2020) Интерес к традиционному афганскому платью, заимствования элементов костюма и аксессуаров у других народов, использование религиозной атрибутики, усиление либо ослабление различий мужского и женского костюма — всё это и многое другое делает одежду своеобразным, но точным зеркалом общества, его настроений, чаяний, менталитета.
Базовые элементы афганского костюма, вероятно, старше ислама и уходят корнями в культуру древних тюркских, арабских и камбоджийских кочевых племён. Это удобная одежда, не стесняющая свободы движений, свободная и достаточно закрытая, чтобы защитить от жаркого климата, знойного ветра и песка. Народный афганский костюм состоит из широких штанов свободного покроя (шаровар), рубахи по колено или щиколотку либо платья у женщин, жилета, различных шапочек или платков (по отдельности или вместе), прикрывающих голову. Поверх может надеваться халат, лёгкий либо стёганый, или широкая шерстяная накидка. Детская одежда выглядит приблизительно как взрослая, отличаясь от неё только размером. Из мужских головных уборов в Афганистане популярны тюрбаны, а также тюбетейки нескольких разновидностей. Они могут быть как простыми и дешёвыми, так и полностью расшитыми нитями, бисером и полудрагоценными камнями. Также благодаря экс-президенту Хамиду Карзаю в моду снова вошли высокие каракулевые шапки, которые раньше считались слишком консервативными.
Говоря о любимых цветах афганцев, стоит назвать красный, символизирующий счастье, удачу и радость жизни, зелёный — священный цвет во всех мусульманских культурах, синий — цвет неба и добываемого в Афганистане с незапамятных времён лазурита, а также фиолетовый — цвет богатства и процветания. Среди афганцев встречаются практически любые цвета кожи, глаз и волос, но у большинства из них эффектная, контрастная внешность, которая только выигрывает от соседства с яркой, многоцветной одеждой.
Поскольку Афганистан — мультикультуральная страна, скажем несколько слов о сходстве и различиях в одежде различных афганских народностей.
Пуштуны, самая многочисленная группа афганских племён, имеют богатые традиции производства тканей из овечьей и верблюжьей шерсти и хлопка, а также вышивки и ковроткачества. Костюмы для повседневной работы выполнены из тканей неярких оттенков, от серого до тёмно-синего и чёрного, и вышивка на них либо отсутствует, либо минимальна. Платья для свадеб и других особых случаев создают из ярких тканей, богато украшают вышивкой и даже золотым шитьём. В вышивке могут использоваться как цветные нити, так и шнур либо маленькие зеркальца. Пуштунские женщины носят золотые либо серебряные украшения и стеклянные бусы.
У мужчин национальный костюм состоит из просторных штанов партуг, на которые идёт 6-7 метров ткани, рубахи камиз и жилета васкат, поверх которых надевается длинный запашной халат. В зависимости от погоды он может быть шёлковым, хлопчатобумажным или стёганым ватным. Поверх для тепла может надеваться квадратная накидка большого размера (чадор или пату), которая закалывается на одном плече. Голову защищает от зноя чалма (люнги или паграй) — прямоугольник ткани длиной 5-10 метров, либо паколь — шерстяная круглая шапочка в виде берета светлых либо тёмных тонов. Яркие цвета для паколя исключены. Ансамбль дополняет обувь — кожаные сандалии чабли либо грубые ботинки кауш. В холодное время года под них надевают носки. Крестьяне часто носят примитивную версию обуви — стельки из жёсткой кожи, закреплённые на ногах верёвками, либо ходят босиком.
Пуштунские женщины носят хлопковые шаровары, часто контрастного цвета по отношению к верхней одежде, и длинные свободные рубахи камиз либо платья, присборенные на талии, с мелким повторяющимся орнаментом. Среди цветов одежды особенно популярны зелёный и красный. Рукава платья могут выполняться из разных материалов. Наряд тоже дополняется жилетом васкат и традиционным платком-хиджабом. В холодное время года поверх может носиться длинная безрукавка. На ноги надеваются сандалии или туфли с острыми либо загнутыми вверх носами — пайзор, также часто украшенные вышивкой.
Кочевая пуштунская группа племён Кочи, чьи ювелирные изделия получили всемирную известность, носит сходные с вышеописанными костюмы, однако выполненные в более тёмных цветах, с очень широкими рукавами и пышными юбками у женщин, богато украшенные разнообразными амулетами, кистями и подвесками. Яркая, броская вышивка на костюмах Кочи сделала их популярными далеко за пределами Афганистана.
Хазарейцы появились на территории современного Афганистана в 13-м столетии нашей эры. На Западе этот субэтнос получил известность после выхода книги «Бегущий за ветром» афганского писателя Халеда Хоссейни.
Мужской костюм хазарейцев состоит из штанов (традиционно их шили из шерстяной ткани баррак), хлопковой рубахи камиз и халата кафтан, предположительно заимствованного из Индии. Одной из отличительных черт национального костюма является полностью вышитая яркими цветами тюбетейка. Поверх неё надевается тюрбан. Зимой на плечи набрасывается широкая шерстяная накидка сали-хазараги. Часто костюм дополняет широкий пояс камариили поясная сумка. Выходцы из более холодных гористых районов Афганистана, хазарейцы также известны яркими вязаными носками с орнаментом (джурабы).
Хазарейские женщины носят широкие шаровары, цветные рубахи и халаты. Для особых случаев шьются платья с длинными, широкими рукавами, доходящие до колен, с сильно расклешёнными юбками. Современные хазарейские платья отличаются более узкими рукавами. Из цветов распространены зелёный, красный, синий и оттенки фиолетового. Отличительной чертой женского хазарейского костюма является спадающая на лицо вуаль — её также может украшать вышивка — и головной убор, несколько напоминающий русский кокошник, поверх которого повязывается два платка.
Под таджиками в Афганистане понимают жителей, говорящих на языке дари и не относящих себя к пуштунам либо хазарейцам. В основном они проживают в больших городах, в западных и северо-восточных провинциях. Мужской таджикский костюм состоит из штанов изор и рубахи длиной до колена, обычно белого цвета. Поверх надевается узорчатый халат чакман — обычно в светлых и более сдержанных тонах, чем у контрастной пуштунской вышивки. На ногах носят кожаные башмаки чорук.
Женская одежда состоит из широких штанов, в отличие от традиционных афганских — прямого кроя и пастельных оттенков, и длинной цветной рубахи. Вышивка менее популярна, чем в пуштунском костюме, и акцент делается на сочетании тканей с различными рисунками. Женщины-таджички любят украшать себя массивными серебряными украшениями, сделанными в броском, узнаваемом стиле. Порой они разделяют волосы на отдельные пряди, которые пропускаются сквозь длинные вышитые тканевые трубки и ниспадают с плеч в качестве дополнительного аксессуара.
Нуристанцы до конца 19-го века обладали собственной религией и культурой, что отразилось и в народном костюме. Здесь возникло самостоятельное направление однотонной счётной вышивки, похожее на европейский стиль «блэкворк». Эта мелкая, орнаментальная работа выполняется очень тонкими нитями. Стоимость такой отделки может быть очень высока. В прошлом на территории провинции носили одежды из козьих шкур, короткие штаны, доходящие до колена, и чёрные высокие гольфы. Поверх надевалась длинная туника и отделанный серебром пояс. Традиционное для провинции женское платье открывало шею, что крайне необычно для Афганистана.
Упомянем также кандагарскую счётную однотонную вышивку хамак, традиционную для мужских рубах. Изготовление одной рубахи может занять у мастерицы до трёх месяцев, и швейные машинки до сих пор не могут сравниться с вышивальщицами по изяществу и деликатности работы. Такие изделия обычно берегут для особых случаев.
Достаточно для того, чтобы составить первое впечатление о разнообразии афганского народного костюма и поколебать визуальные стереотипы, сформированные околовоенной новостной повесткой?
Первые король и королева Афганистана
Десятый эмир и первый король Афганистана Аманулла провозгласил полную независимость страны ровно столетие назад, в 1919-м году. Он сразу же стал известен своими реформами, направленными на модернизацию (справедливости ради, аналогичный курс тогда был взят во многих мусульманских странах). В частности, Аманулла уравнял женщин в правах с мужчинами, отменил ограничения на одежду, создал школы с совместным обучением для мальчиков и девочек. Его супруга, королева Сорайя Тарзи, происходила из семьи известного афганского писателя и общественного деятеля Махмуд-бека Тарзи, получила прекрасное домашнее образование и отличалась скорее европейскими, чем традиционно афганскими взглядами на роль женщины в обществе. Она стала открыто появляться с мужем на приёмах и заседаниях кабинета министров, посещала раненых в госпиталях, присутствовала на военных парадах — с согласия и одобрения Амануллы-хана. В иностранных поездках королева Сорайя носила европейскую одежду, пренебрегая чадрой, а самая известная фотография и вовсе изображает её в европейском вечернем платье десятых годов прошлого века, с полностью открытыми руками и глубоким декольте. 2 октября 1928 года на заседании Государственного совета король Аманулла публично снял чадру с Сорайи и предложил всем женщинам последовать её примеру. Этот поступок, как и фото королевы из западных СМИ, использовали в агитации против падишаха клерикальные круги, что привело к восстанию против короля Амануллы и его отречению от власти. Остаток жизни королевская чета прожила в изгнании.
Не будем утверждать, что мода повернула колесо истории. Вероятно, куда большую роль в печальной истории первого афганского монарха сыграли налоги. Но, к сожалению, гардероб королевы дал серьёзный козырь политическим противникам короля Амануллы.
Многие реформы Амануллы были предсказуемо отменены после его отречения. Однако спустя несколько лет к власти пришёл Мохаммад Захир-шах, который неторопливо и последовательно взял аналогичный курс. Как легко предположить, это коснулось и моды.
Коронация Захир-шаха состоялась в 1933 году. Ему было суждено исключительно долгое (особенно по афганским меркам) сорокалетнее правление. Пусть не так радикально, как король Аманулла, но всё же он продолжил курс на эмансипацию женщин. Хумайра Бегум, супруга нового монарха, также была феминисткой, одной из основательниц женского движения в Афганистане. В 1959 году она, как и королева Сорайя до неё, появилась на публике без чадры. На одной из фотографий она запечатлена с непокрытой головой, в длинном, но европейского фасона платье, открывающем руки до локтей, шею и ключицы.
Неудивительно, что при Захир-шахе афганская мода, особенно в городах стала всё больше напоминать европейскую. Фото- и видеохроника Афганистана 50-60-х гг. прошлого века запечатлела студенток в мини-юбках и коротких платьях, с головами, прикрытыми лёгкими платками, или вовсе без них, с европейскими короткими стрижками. В 1969-м году известнейшее модное издание “Vogue” открыло миру афганского дизайнера Сафию Тарзи, сочетавшую в своём творчестве восточные и западные силуэты и, пожалуй, не посрамившую бы ни один европейский модный показ.
Но интересна и обратная тенденция. За несколько лет до того, как в Афганистане начались разрушительные гражданские войны, на Западе набрало силу движение хиппи — и в то самое время, когда афганские студентки стригли волосы и наряжались в строгие, скроенные по фигуре платья, западные «дети цветов» отпускали волосы и открывали для себя удивительную афганскую вышивку и ювелирные украшения.
Наши дни
Что сказать о современной афганской моде? Афганистан был и остаётся аграрной страной, и деревня по большей части сохраняет удобный и многофункциональный традиционный костюм (как ни прискорбно, разбавленный низкокачественными импортными товарами). Несмотря на разрушительные войны, всё ещё живы традиции изготовления тканей, разнообразной вышивки, поражающей европейцев многоцветьем, и потрясающих ювелирных изделий Кочи, которая завоевала всемирную известность среди любителей этники. В больших городах можно встретить как традиционную, так и европейскую одежду. На жителях Кабула и Мазари-Шарифа можно увидеть и джинсы, и принтованные импортные ткани, и куртки западного образца, и модные стрижки (правда, в основном на мужчинах). Но большинство всё же отдаёт предпочтение традиционной афганской одежде.
Супруга нынешнего президента, уроженка Ливана, Рула Гани, в отличие от своей предшественницы Зинат Карзай, активно участвует в жизни Афганистана, появляется на публике с волосами, прикрытыми лишь платком, и сделала несколько скандальных заявлений, например, одобрив запрет никаба во Франции.
Развиваются несколько афганских брендов модной одежды и ювелирных изделий. Упомянем совместный западно-афганский проект «Аайенда» (в переводе с дари — «будущее»), в котором заняты сотни афганских ювелиров. Двое молодых афганцев, Рахиба Рахими и Халед Вардак, основали модный дом «Ламан», чьи изделия сочетают западные силуэты с национальными мотивами и, как особенно подчёркивают дизайнеры, удовлетворяют всем требованиям ислама. Зулейха Шерзад, афганский модельер с западным образованием, основала центр дизайна «Зариф», создающий одежду ручной работы по традиционным афганским технологиям. В Индии сложился рынок импорта афганской одежды и неповторимых ювелирных изделий Кочи, которые продолжают победное шествие по всему миру. Ройя Хашими, афганская эмигрантка, с 1998 года занимается пошивом западных свадебных нарядов в США, но несколько лет назад посетила Афганистан и наняла нескольких афганских рукодельниц для своего дополнительного производства.