(21 января 2015) Фотоистории о тех изменениях, которые коснулись женщин Афганистана со времен падения режима талибов
Бывший депутат парламента, Куфи много занимается вопросами положения женщин в Афганистане. «Возвращение к религиозному государству не принесёт мира в Афганистан», – говорит она, – «Мир – это продукт демократии. В этом процессе должен участвовать каждый житель страны, включая женщин». Фавзия хочет баллотироваться в парламент ещё на один срок, но опасается, что новый закон о выборах может помешать ей в этом, и что активных известных женщин, вроде её, могут оттеснить в сторону.
В 2004 году Мукимьяр была одной из двух спортсменок от Афганистана, принявших участие в Олимпийских Играх. Теперь она баллотируется в парламент.
Сакиб, самая молодая женщина в афганском парламенте, говорит, что само присутствие женщин в верховном законодательном органе – это огромный шаг вперёд. «Женщины возвращаются к жизни после свержения Талибана», – говорит она.
Чем-то похожая на азиатскую Опру Уинфри, Джамалзадах со своим «Мождах-Шоу» произвела настоящую сенсацию на афганском телевидении.
Женщины собрались на образовательном совещании для парламентариев. «В настоящее время женщины имеют такие же права по управлению страной, как и в старину», – говорит Серадж, ссылаясь на известных женщин-героинь в истории Афганистана. «Неправильно сравнивать положение женщин в Афганистане с положением женщин во Франции или Швеции. Нужно сравнивать положение женщин здесь в настоящий момент и в 2001-м. Прогресс огромный.»
Когда Сакине было 14 лет, её семья практически «продала» её замуж за 45-летнего мужчину, владельца ковроткацкой мастерской. «Тогда я ничего ещё не знала про супружескую жизнь и про отношения мужчины и женщины», – говорит она. Муж использовал её как ещё одного бесплатного работника, а когда ему казалось, что она работает недостаточно быстро, он бил её ткацкими инструментами. Однажды семья мужа остригла её налысо за то, что она уронила и разбила какую-то посуду. Сакина сбежала от мужа. Теперь она пытается получить развод, в чём семья мужа ей отказывает, аргументируя тем, что за неё заплачен хороший выкуп.
Семейный скандал и жизнь с мужем-наркоманом подтолкнули Ислам облить себя соляркой и попытаться совершить самосожжение. Тёща успела сбить огонь.
Назимгуль, слева, и Гуль Бахар, справа, держащая ребёнка другой заключённой, отбывают наказание в женской тюрьме в Кабуле. Даже при новом правительстве женщин наказывают за поступки, ненаказуемые для мужчин – например, бегство от мужа или супружеская измена.
Обвинённая в убийстве и ограблении Гуль, мать шести детей, говорит, что пошла по скользкой дорожке под давлением мужа. Её муж, сын и брат мужа были повешены за совершённые ими преступления.
Сагар потеряла отца и двух братьев на войне. Её мать надеется, что они смогут эмигрировать в Канаду, где начнут новую жизнь.
Хотя теперь афганских женщин уже не принуждают носить паранджу, как это было при режиме талибов, но многие продолжают носить их из уважения к традициям или из страха. Но новое поколение афганских женщин желает жить более свободной жизнью.
18-летняя Айша убежала от мужа, но была найдена и вытащена из своего дома талибами. Несмотря на её мольбы и заверения в том, что семья мужа жестоко с ней обращалась и относилась к ней как к рабыне, командир отряда талибов заявил, что её нужно наказать, чтобы другим девушкам в деревне было неповадно следовать её примеру. И Айшу наказали: брат мужа держал её, а муж отрезал ей уши и нос, после чего женщину оставили истекать кровью. Айше оказали медпомощь американские военные, и теперь она скрывается в тайном убежище для женщин.