(12 февраля 2019) В отдаленном районе Афганистана, куда редко рискуют проникать ученые, стоит гордая и таинственная башня. Это — Джамский минарет, один из значимых памятников исламской культуры.
Высокие горы со скалистыми склонами стали естественным препятствием на пути армий захватчиков, что и позволило ему сохраниться со Средних веков до наших дней. Из-за своей высоты он считается вторым по высоте среди минаретов из обожженного кирпича после Кутб-Минара в Дели.
Минарет расположен в провинции Гор, в ущелье, там, где речка Джамруд впадает в Герируд — реку побольше.
Время его появления совпадает со временем правления Гуридов — суннитской династии таджикского происхождения. Она правила Гуридским султанатом с 1148 по 1206 г., вела затяжные кровопролитные войны с шахом Хорезма и его союзниками каракитаями — одной из ветвей родственного монголам кочевого народа киданей. На пике своего могущества Гуриды захватили обширную территорию, включая некоторые области Индии. Но после столкновения с Хорезмшахами влияние Гуридов начинает падать, и в 1206 г. эта небольшая империя распалась.
Даже в Афганистане о минарете мало кто знал. Иностранцы проведали о нем в 1886 г. во время работы русско-афганской пограничной комиссии под руководством английского полковника Томаса Холдича. В 1943 г. губернатор Герата Абдулла Хан Малекяр сделал первые фотографии минарета и сообщил о нем в Афганское историческое общество. В 1957 г. постройку исследовал афганский историк Кохзад, он же составил первое описание найденного памятника и дал ему название, выбрав для этого имя местного кочевого племени джам.
Находка заинтересовала множество историков: ведь это был едва ли не единственный дошедший до наших дней памятник периода Гуридской династии середины XII в. Враги Гуридов и время не пощадили постройки времен этой империи, и поэтому о ней мало что известно. Вот почему найденный минарет стал настоящим сокровищем для исследователей той эпохи.
К северу от минарета высоко на скале видны остатки крепости и башен, а также строения, которое называют «дворцом». К востоку от минарета обнаружены остатки укреплений. Создается впечатление, что здесь находился не мирный город, а крепость с гарнизоном, контролировавшим проход по ущелью.
Проведению серьезных археологических исследований Джамского минарета мешают не только не стихающая война, но также землетрясения, часто случающиеся в этой местности, наводнения, подмывающие основание памятника, и раскопки «черных» археологов, ищущих некие мифические ценности.
Высота Джамского минарета — 65 м, но есть основание предполагать, что в прошлом он был еще выше, так как видно, что его купольная часть разрушена. Основание башни имеет очертания восьмиугольника.
В структуре минарета выделяются три яруса. В целом это сооружение напоминает раздвинутую телескопическую антенну. Первый ярус поднимается до высоты 35 м. Его отличает изысканная отделка: каждая из сторон украшена правильными геометрическими узорами — от простых дисков до ажурных многоугольников, от решетчатых розеток до цветочного орнамента. Другие ярусы украшены гораздо меньше.
На поверхности первого яруса выделяется окрашенный в бирюзовый цвет текст из Корана, выполненный из терракотовой плитки. Туг же сделана надпись, свидетельствующая, что этот минарет был возведен по воле гуридского правителя Гияз ад-Дина в честь победы над газневидами. Известно, что он был одним из правителей времен Гуридской империи. Сопоставление надписи и времени, когда жил правитель, дает основание считать, что Джамский минарет был построен примерно в 1194 г.
Внутри башни встроены две спиральные лестницы, поднимающиеся к месту, где прежде, вероятно, находился балкон первого уровня. Но наибольший интерес исследователей вызывает то, что лестницы еще и ведут куда-то вниз.
Местные жители пересказывают старую легенду о том, что в былые времена Джамский минарет был соединен подземным тоннелем с расположенными на другой стороне реки Герируд мечетью и «дворцом». Прямым подтверждением истинности легенды является тот факт, что вход в минарет отсутствует, а вместо него наши современники пользуются пробитым относительно недавно проходом. Поэтому существование подземных тоннелей волне реально.
Существует предположение, что минарет — вовсе и не минарет, а башня, по замыслу похожая на древнеримские памятные арки и колонны. Тогда Джамский минарет увековечивает закрепление ислама в этой местности. В пользу этой теории говорит и текст Корана на стене, угрожающий неверным и восхваляющий всякого вставшего на путь Мухаммеда.
Любопытные факты
- Происхождение башни вызывает массу разногласий среди историков. Некоторые утверждают, что ее построили в столице Гуридов — городе Фирузкуха. Косвенно эту теорию подтверждает название одного из местных племен — фирузкухи. Но такая теория вызывает большие сомнения: малая площадь на дне ущелья, труднодоступность региона, отсутствие других археологических объектов — все это не говорит в пользу того, что в этом месте мог когда-то стоять крупный город.
- В 1962 г. в ущелье стали находить разбросанные тут и там камни с высеченными надписями. Вероятнее всего, это остатки надгробных плит находившегося здесь ранее кладбища мусульманской общины. А это уже свидетельствует в пользу утверждения археологов, что башня эта все-таки является мечетью.
- В 2003 г. группа археологов при поддержке Национального института археологии Афганистана и ЮНЕСКО попыталась оценить, как повлияет на памятник запланированное строительство дорог и мостов. Ученые обнаружили траншеи, оставленные охотниками за сокровищами. Также были найдены древние и большие каменные стены, расположенные перпендикулярно склонам гор, и стены поменьше — параллельно склону. Это означает, что здания в древнем городе располагались по склону террасами. Были найдены и остатки мечети периода Гуридов, и она поражает весьма скромными размерами — непропорционально высоте минарета.