(3 августа 2017) Через неделю будет запущен один из самых долгожданных амбициозных и важных ж/д проектов — железная дорога от иранского Хафа (Khaf) до Герата (Herat) в Афганистане.
Именно за счет этой дороги Афганистан получит через Иран доступ к 11 международным коридорам, в том числе к морю.
Афганистан, Индия и Пакистан получат прямой доступ на рынки Центральной Азии, Европы и России, минуя порты, перегруженный Суэцкий канал.
Соседние страны с открытием транспортного коридора получат новые возможности, расширив торговлю и транзит грузов. Директор по международным делам Организации «Железные дороги Исламской Республики Иран» Аббас Назари (Abbas Nazari) в
интервью Sputnik Афганистан рассказал о перспективах этого масштабного проекта.
«Направление Иран-Афганистан в последние годы было у нас на повестке дня. В направлении Герата было запланировано строительство 64 километра железной дороги. После укладки 34 км можно будет начать транспортное сообщение. Через 10 дней мы запускаем 30 километровый участок. Первым грузом станет 400 тысяч тонн иранского экспортного цемента. Потом пойдут другие грузы: бензин из Эрака (Arak), нефтепродукты из иракского Курдистана и другие. Вначале будет перевозка грузов – около 5 миллионов тонн в год. Позже мы хотим пустить по этому маршруту пассажирский поезд», — заявил он.
Назари отметил, что эта железная дорога – большой стратегический проект, который позволит улучшить товарообмен не только между Ираном и Афганистаном. Это транспортный коридор из Китая в Европу.
«Главы стран Организации экономического сотрудничества пришли к соглашению о необходимости построить железную дорогу, связывающую Китай с Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Ираном и Европой. Наша железная дорога – часть большого коридора из Китая в Европу. Также рассматривается проект строительства железной дороги из Герата в Мазари-Шариф (Mazar-i-Sharif) с финансовой помощью КНР. Если этот участок присоединится к Мазари-Шарифу, то у нас появится еще одна возможность выхода на Китай – это будет кратчайший путь в Европу. Такова перспектива этой железной дороги, — пояснил Назари.
Он отметил, что реализация проекта позволит Индии перевозить свои товары в Афганистан.
«Индия ищет пути транспортировки грузов из Ирана в Афганистан: при помощи этого проекта мы можем обеспечить путь доставки из Бендер Аббаса (иранский порт Bandar Abbas – ред.) в Афганистан. Также есть проект дороги Чабахар (Chabahar), которая находится еще ближе к Индии», — сказал Аббас Назари.
Касательно безопасности этого участка железной дороги, то, по его мнению, это политическая проблема.
«Нельзя сказать, что взрывы бомб и отсутствие безопасности – проблема всего Афганистана. Во время строительства нашей железной дороги мы ни разу не встретились с проблемой безопасности. У Узбекистана до афганского Мазари-Шарифа проложено 27 км железной дороги, по которой перевозится 5 миллионов тонн грузов в год, — все тоже происходит без каких-либо проблем», — подытожил Назари.
Международный транспортный коридор (транспортный коридор, МТК) — высокотехнологическая транспортная система, концентрирующая на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации.
Принципиальная идея любого транспортного коридора (далее — ТК) — концентрация транспортных, грузовых и пассажирских потоков на магистралях, имеющих максимальную пропускную способность и высокий уровень обустройства. Благодаря этому обеспечивается ускорение грузовых и пассажирских перевозок, а также их удешевление за счет возникновения эффекта масштаба. Дополнительный эффект возникает, когда в полосе транспортного коридора проходят коммуникации нескольких взаимодействующих видов транспорта.
МТК наиболее эффективно функционирует в условиях преференциального режима, включая единое таможенное или экономическое пространство. Концентрация материальных, финансовых и информационных потоков в сочетании с высоким качеством экспедиторского обслуживания обеспечивают ускорение оборачиваемости капитала и синхронизации прохождения товаров и платёжных и других документов.
Наиболее широкое развитие получили панъевропейские транспортные коридоры. Европейский Союз в 2005 году принял новую транспортную политику, в которой важная роль отводится морским автомагистралям.