(6 марта 2021) Культура Афганистана насчитывает более трех тысячелетий, отслеживая рекорд, по крайней мере, времени империи Ахеменидов в 500 году до нашей эры.
Афганистан переводится как «Земля афганцев» или «Место афганцев» на официальных языках страны – «Пушту» и «Дари». Это в основном племенное общество с различными регионами страны, имеющими собственную субкультуру. Почти все афганцы следуют исламским традициям, празднуют одни и те же праздники, одеваются одинаково, потребляют одну и ту же пищу, слушают одну и ту же музыку и в определенной степени многоязычны.
В южном и восточном регионе, а также в западном Пакистане, который исторически был частью Афганистана, пуштуны живут по пуштунской культуре, следуя Пуштунвали (что означает «путь пуштунов»). На западные, северные и центральные районы Афганистана оказывают влияние соседние культуры Центральной Азии и Персии. Некоторые из не-пуштунов, которые живут в непосредственной близости с пуштунами, приняли пуштунвали в процессе, называемом пуштунизацией (или афганизацией), в то время как некоторые пуштуны и другие становятся персидскими.
Искусство и музыка
Местное искусство охватывает много веков. Самая старая картина в мире была найдена в Афганистане. Один из самых известных видов – искусство Гандхара между 1 и 7 веками, основанное на греко-буддийском искусстве. Камаледдин Бехзад был известным художником из Герата во времена позднего Тимурида и раннего Сефевида. С 1900-х годов нация начала использовать западные методы в искусстве. Абдул Гафур Брешна был известным афганским художником и художником-эскизом из Кабула в XX веке.
Искусство Афганистана изначально было полностью сделано мужчинами, но в последнее время женщины вступают в программы искусств в Кабульском университете. Искусство в основном сосредоточено в Национальном музее Афганистана, Национальной галерее Афганистана и Национальном архиве Афганистана в Кабуле. В стране существует множество художественных школ. Центр современного искусства Афганистан (CCAA) в Кабуле предоставляет молодым людям возможность изучать современные картины.
Традиционно, только женщины принимали участие в театральном акте. В последнее время в театральном искусстве женщины начинают занимать центральное место.
Другими известными видами искусства в стране являются музыка, поэзия и несколько видов спорта. Искусство изготовления ковров было выдающимся на протяжении веков. Афганистан известен тем, что делает красивые восточные ковры. На афганском ковре есть определенные отпечатки, которые делают их уникальными для Афганистана.
С 1980-х годов нация стала свидетелем нескольких войн, поэтому музыка была подавлена и запись для аутсайдеров минимальна. В течение 1990-х годов правительство талибов запретило инструментальную музыку и большую общественную музыку. Многие музыканты и певцы продолжали играть свою торговлю в городах других стран. Пакистанские города, такие как Пешавар, Карачи и Исламабад, являются важными центрами распространения афганской музыки. Кабул уже давно является областной культурной столицей, но посторонние имеют тенденцию сосредотачиваться на городах Герат и Мазари-Шариф с его стилем Qataghaani. Тексты по всей стране, как правило, представлены как в Дари (афганский персидский), так и в пушту. Песни хинди из фильмов Болливуда также очень популярны в Афганистане.
Афганцы наслаждаются музыкой, играя на многих инструментах. Они также любят исполнять Аттан, который считается национальным танцем Афганистана. В стране обычно звучат народные песни или баллады. Многие из песен известны почти каждому и существуют уже много лет. Основными традиционными афганскими музыкальными инструментами являются:
Мини-Гармония
Santur
Чанг – как гармоника
Рубиновый – 6 струнный инструмент
Tabla – Маленькие барабаны
Ситар
Zurna
флейта
Dayereh
Танбур
поэзия
Поэзия в Афганистане уже давно является культурной традицией и страстью. Это в основном на языках Дари и Пушто, хотя в наше время он также становится все более узнаваемым на других языках Афганистана. Классическая персидская и пуштунская поэзия играет важную роль в афганской культуре. Поэзия всегда была одним из основных образовательных столпов в регионе, до уровня, который он интегрировал в культуру. Среди некоторых известных поэтов есть Хушал Хан Хаттак, Рахман Баба, Масуд Наваби, Назо Тохи, Ахмад Шах Дуррани, Аль-Афгани и Гулам Мухаммад Тарзи. Некоторые из известных персидских поэтов и авторов с 10 по 15 века – Руми, Рабиа Балхи, Хваджа Абдулла Ансари, Насир Хусрау, Джами, Алишер Навои, Санай, Абу Мансур Дакики, Фаррухи Систани, Унсури и Анвари. Современные поэты и писатели персидского языка включают Халилуллу Халили и Суфи Ашари.
Афганские пословицы
Афганцы повсеместно призывают остроумие и умение в речи. Они используют пословицы в своих ежедневных разговорах гораздо чаще, чем жители Запада, и имеют гораздо больший эффект. Соответствующая афганская пословица, вставленная в нужное время, может нести вес всего объяснения или обсуждения. Афганская пословица хорошо использовалась, особенно иностранцем, заставляет большинство афганцев либо смеяться в искреннем удивлении и восторге, либо задумчиво кивать, рассматривая ее полный смысл и нюанс.
«Zarbul Masalha» (произносится как zar-bull mah-sal-HAA) означает «Притчи» в Дари, и эти zarbul masalha глубоко отражают афганскую культуру. Хотя они часто сродни по происхождению, афганские пословицы могут соперничать с великими словами известных философов и писателей во всей мировой истории в их богатстве, значении и цвете. Хорошая пословица Дари, правильно используемая, может соответствовать мудрости Конфуция, глубине Дзена Коана, прихоти Льюиса Кэрролла, домотканых слов Марка Твена и лиризма Шекспира – все в одной короткой, содержательной фразе.