Пако́ль (или пакол) — один из традиционных афганских головных уборов в виде берета «две лепёшки», носимый преимущественно пуштунами. Бывает чёрного, коричневого, белого цвета. Изготавливается из тонкой шерсти. В годы афганской войны являлся одним из атрибутов душманов, в том числе паколь носил Ахмад Шах Масуд. Солдатами советских войск в Афганистане паколь назывался «пуштунка». В массовой культуре обычно считается атрибутом моджахеда и своего рода символом борьбы с советскими войсками.
Паколь в Афганистане — это в большей степени афганский традиционный головной убор, его носят пуштуны, нуристанцы и таджики — северного, северо-восточного Афганистана и Панджшерского ущелья. Изготавливается из тонкой шерсти, покрашенной в чёрный, коричневый, бежевый и белый цвет. Представляет собой двухуровневый шерстяной берет, закатанными краями в обруч.
Паколь в Пакистане носится исключительно пуштунским населением, в местах, исторически населённых пуштунами, — это северо-западная часть страны, так называемая Зона племён, Северный и Южный Вазиристан, провинции Хайбер-Пахтунхва, Читрал, частично Пенджаб (Пакистан) и другие.
Получил широкое распространение в годы Афганской войны (1979-1989), став одним из характерных атрибутов одежды афганских моджахедов (душманов) — «борцов за веру». Известно, что паколь постоянно носил влиятельный полевой командир, лидер партии «Исламское общество Афганистана» и командующий группировкой «Северный альянс» — Ахмад Шах Масуд (Панджшерский лев). Многие его подчинённые так же предпочитали паколь другим видам головных уборов.
Военнослужащими Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) паколь часто назывался «душманка» или «пуштунка», реже «нуристанка».
В 1980-е годы паколь — символ «освободительной борьбы» афганской вооружённой оппозиции с ОКСВА можно было увидеть на голове «афганского повстанца», позирующего на фотоснимках страниц популярных западных изданий.
Есть мнения, что прародителем современного паколя является существовавшая в эллинистический период (возможно ранее — с времён Александра Великого, в Древнем Риме), плоская небольшого размера македонская шапка (шляпа) — καυσία («каузия», латинск. causea). Использовалась неимущими как спасение от лучей палящего солнца.
Паколь — традиционный (национальный) всесезонный головной убор — ручной вязки на шести или более швах, круглой формы диаметром до 60 см, способный разматываться в высоту.
У ряда народностей Афганистана, некоторых пуштунских племён Кунара, жителей Нуристана, афганского Бадахшана, Панджшера, пакистанского Читрала называется «Khowar». Паколь надевают в районах Гилгита (Пакистан), Джамму и Кашмир, а также в других регионах Южной Азии.
Паколь внешне напоминает берет с цилиндрическим основанием. Известны два основных типа паколя, наиболее классическим из которых считается «читральский тип».Паколь завоевал популярность у представителей пуштунских племён, других народов Афганистана, а также пуштунов соседнего Пакистана лишь в начале ХХ века.
Практичность, способность сохранять прохладу летом и тепло зимой сыскали паколи популярность у местного населения, преимущественно живущего в горной местности.
Паколь недорог и значительно проще в использовании, чем традиционная «громоздкая» чалма.
Изготавливается из различных видов шерсти, в том числе с подкладкой. Палитра цвета паколь представлена в диапазоне: от светлых тонов — почти белого (слоновой кости, бежевого, серого) до предельно тёмных — различных оттенков (коричневого, землисто-охряного, иногда откровенно чёрного). Абсолютно не встречаются в каких-либо ярких тонах — красном или жёлтом и иных «вызывающих» цветах.